О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум
 
Вместо первого эпиграфа.
Влез как-то Джон Уинстон Леннон на стремянку, подставленную ему Йокой Оно, и увидел на потолке через лупу слово из трех букв. И было это слово «YES»! Что дальше случилось, каждому младенцу известно. Родился у них бездарный сын и, как говорится, Вася-кот!
Вместо второго эпиграфа.
Если в слове «YES» заменить первую букву на «Х», то полученное на греческом «XES» будет обозначать «666». Первым, до кого это дошло, был Ричард Кристофер Уэйкман...
 
   Однако все по порядку, господа.
   Наберите в Яндексе следующий набор слов: «английская группа yes» и получите сноску «нашелся 1 млн. страниц». Если дернуть с каждой страницы букву получится абракадабра, но зато почти в 500 страниц! Имя Джона Леннона тоже поминается на миллионе страниц всемирной паутины; светлый же рыцарь Пол Маккартни разместился на двух миллионах страниц – и дай ему Бог крепкого здоровья!
   Итак, ваш покорный слуга пролистал этот самый миллион страниц в поисках правды о поистине величайшей рок-группе на планете Земля с коротким самоутверждающим названием YES. Музыканты, попавшие в орбиту этой мега-звезды даже на короткий период времени, успевали не только искупаться в лучах славы, но и пожизненно причислялись к лиге гениев. Чуть ниже мы вспомним всех поименно. Кстати, их было не так много, ибо в отличие от американских рок-групп, где музыканты тасовались, словно колода карт, в старой консервативной Англии считалось правилом хорошего тона давать клятву на верность только одной команде. Возьмем, скажем, Роллинг Стоунз… Напоминает короткое резюме моего учителя о врачах-рентгенологах: «Из рентгенологии никто не уходит. Из нее выносят». Смешно, да? Пошли дальше.
   А дальше, как говорил великий Гоголь: «Немеет рука. Перо становится словно свинец…» Какими словами пересказать, объяснить, осмыслить многогранное великолепие музыкальных творений мастеров группы YES? Возможно, это близко к поэзии Константина Никольского:
 
…Но то, что гнетет, нарастая, и плачет всему вопреки,
Живёт выше облачной стаи, почти за пределом тоски…
 
   Виной тому быть может божественный вокал главного творца YES Йона Андерсона (Джон Рой Андерсон родился 25 октября 1944 года. Через 19 лет в этот день родился истинный почитатель его таланта, президент Кемеровского рок-клуба Олег Мигаль). Так вот, мне нравится говорить Йон, а не Джон, ибо краткое «И» прозрачнее и придает сказочному облику Андерсона еще больше ангелоподобности. Техника пения, которую использует Йон Андерсон (прошу читать: данную Богом!), подразумевает смешение фальцета и нижнего разговорного регистра с выходом в мужской контратенор. Голос Йона россыпью отборных бриллиантов щедро украсил не только собственные золотые музыкальные оправы, но и произведения настоящих ювелиров-титанов: Китаро, Вангелиса, Роберта Фриппа, Рика Уэйкмэна. Особенно тонко, на мой взгляд, вплетается вокал Андерсона в мелодии Эвангелос Одиссей Папатанассиу (можно просто Вангелис), ассоциативно притягательные своей причастностью к легендам и мифам древней Греции. В 1974 году кандидатура Вангелиса - в то время уже звезды мирового масштаба - всерьез рассматривается группой YES как возможная замена виртуоза белыя и черныя клавиш Рика Уэйкмана. Однако после двух недель репетиций, Вангелис покинул группу, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с Йоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество, продолжающееся и по наши дни. Пусть будет так!
   Пропустив для более глубокого проникновения в ту самую концепцию, которую не восприняла душа легендарного грека Вангелиса, 21 альбом группы YES остановимся на FRAGILE 1972 года выпуска. На обложке альбома изображена крошечная планета, разламывающаяся пополам, и то ли рыба, то ли птица, улетающая в космос. Лично мною это улетающее создание всегда воспринималось именно как живой организм, а не летательный аппарат с инопланетянами. Эх, хорошо бы об этом у самого Андерсона спросить, или у художника-фантаста Роджера Дина, который начиная с FRAGILE, занимался оформлением не только альбомов, но и сцены для воплощения в жизнь интригующей концепции YES. Тема обломков сказочной планеты и дальнейший их сбор в одну кучу тем самым сказочным летающим в космосе существом так навязчиво преследовал Андерсона, что в 1976 году он выпустил свой первый сольный альбом OLIAS OF SUNHILLOW. Альбом является концептуальным, как вы уже поняли, и рассказывает историю инопланетной расы и её путешествия в новый мир из-за катастрофы на родной планете. Так же, по словам Андерсона, источником вдохновения для этого фантастического музыкального произведения послужила книга Веры Стейнли Олдер «Зарождение Мира». Обложку альбома разрабатывал художник Дэвид Роу, который вполне мог соперничать с Роджером Дином, если бы последний уже намертво не сросся с идеей птицы-рыбы. Последняя же пролетела лаконичной эмблемкой по обложке CLOSE TO THE EDGE и приземлилась среди сказочных скал, окружающих чудесную долину с ацтекской пирамидой и загадочными рисунками пустыни Наска, поверх которой плывут доисторические рыбы, тут же оставляя после себя отпечатки в камне. Все-таки он фантазер, этот Роджер!  Непременно сходите в гости к коллекционеру виниловых пластинок и подержите в руках TALES FROM TOPOGRAPHIC OCEAN. Да, согласен - в чем-то совершенно наивная и даже претенциозная фантазия, а вы лучше придумайте. То-то и оно.
   Впрочем, что это мы все о картинах. Ну-ка, месье Дин, подвиньтесь, дайте место джентльмену Кристоферу Расселу Эдварду Сквайру. Тощий и длинноногий в начале сотворения YES, словно сказочный кузнечик во фраке, Крис Сквайр в настоящем и превратился в монстроидального великана в сапогах, вооруженного трехгрифовой бас-гитарой, из которой он извлекает поистине чарующие звуки. Певший в детстве в церковном хоре Крис обладает прекрасным чувством ансамбля, актерским сценическим темпераментом, великолепной техникой игры и неплохим голосом: петь вторую партию с Йоном Андерсоном - это не чижик-пыжик насвистывать. В студии Тревор Хорн обычно говорил так: «Унесите спящих, сегодня мы играем бас!» Если Крис слышал мельчайшую фальшь, он говорил: «На третьей ноте тут какой-то смешной шум». Мы прослушивали все заново и отвечали: «Да ладно тебе, никто не расслышит!». Он цеплялся ко всему, и это отнимало века времени. Но я играл с многими великими басистами, и это ничто по сравнению с игрой Криса. Это совершенно удивительно. У него свой стиль и своя невероятная мощь»...
   И вот, пока Андерсон в своем любимом гараже в преддверии, так сказать, делирия, пытался избавиться от своей рыбы-птицы и горстки сбившихся с курса инопланетян, Крис Сквайр уверенно вел йесовский фрегат по волнам шоу-бизнеса. Отоспавшись днем, пока вся команда от интенсивных репетиций и всепоглощающей злобы на Сквайра готова была аннигилировать в вечность, Крис ночи напролет гулял по кабакам, выстраивая свои, надо сказать, весьма изящные бизнес-планы на ближайшее и отдаленное будущее. Надо сказать, именно Сквайр чуть не вбил финальный гвоздь в гроб легендарной группы с коротким самоутверждающим названием YES, заявив 18 апреля тяжелого для группы 1981 года, что они с ударником Аланом Уайтом соединяют силы с Джимми Пэйджем и Робертом Плантом! К сожалению, этот проект так и не вышел за двери репетиционного зала. А ему стоило выйти, не правда ли, братцы? Я напрочь лишен дара провидения, однако мне представляется, что хрусталь, извлекаемый ритм-секцией YES, просто разбился вдребезги под чудовищным молотом LED ZEPPELIN. Может, я и не прав, но как бы мне хотелось услышать этот хрустально-свинцовый звон!
   «И это рок-н-ролл потому, что это все сейчас, сиюминутно. Немедленная ценность или немедленное ее отсутствие. Немедленная значимость, или ее отсутствие, но обязательно немедленная». Эти слова я урвал из интервью настоящего интеллектуала Уильяма Скотта Брафорда. Поклонники YES, KING KRIMSON, GENESIS знают его просто как старину Билла – весельчака и балагура, маэстро барабанных трелей и перкуссии всех мастей, но те несколько фраз, произнесенных в честь ее величества Музыки, выдают в нем не только мега-профессионала, но и тонкого мыслителя-философа.  
   …и вот я себе думаю, хоть бы толику моего вдохновения да в мою докторскую диссертацию. С другой стороны, кто ее читать будет, те 17, что в ученом совете? Вот они прочтут откровения немолодого уже автора о всепоглощающих возможностях рака при его внедрении в мозг, или гланды! Все мимо. Только про YES, а потом сразу про LED ZEPPELIN. Это тема, друзья мои, это тема!
   На сцене появляется укутанный в длиннющий белоснежный с блестками плащ блондин с очень крупными губами. Это мистер Рик Уэйкман, господа! Для начала должен с прискорбием сообщить, что никакую Королевскую консерваторию Ричард не кончал. А учился он в Королевском музыкальном колледже, да и то недолго. Юноша много подрабатывал в местных пабах, и когда у него образовалось несколько «хвостов» по некоторым предметам в его шараге, он попросту оттуда сбежал. Конечно, ему вдогонку кричали: не видать тебе, дескать, ни хора, ни оркестра! Он эти обидные слова запомнил и как только в его карманах завелись деньжата, в частности, за время работы с группой YES, Рик Уэйкман, по образному выражению Севы Новгородцева «не стал сундучить заработанные честным трудом фунты стерлингов, а, как говорится, выступил на всю капусту». А именно, пригласил лондонский симфонический оркестр количеством примерно в сто душ, да хор в придачу на пятьдесят персон. И как они вдарили JOURNEY TO THE CENTRE OF THE EARTH!  Четыре песни, которые потрясли мир, не иначе! Потом поездили с гастролями всей толпой, поведали всем коротко содержание книжки Жюля Верна и на следующий год Рик Уэйкман, снова вооружившись дирижерской палочкой, записал знаменитые Мифы и легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Потрясная вещь!
   И вдруг случилось то, что случается только при развитом капитализме, а именно, Рик обанкротился и стал пить горькую. Естественно, что при этом от него ушла жена, и подруга на стороне тоже. Подруга потом никуда не делась, а дождалась потихоньку восстановления Рикова состояния и, пожалте, под венец! Кстати, это породило миф о том, что у Рика Уэйкмана было шесть жен, и что каждой из них он приписал характер и историю легендарных жен Генриха VIII. Заметьте, Рик даже на обложку диска себя среди этих бедолаг поместил. Факт!
   Второй миф гласил о том, что Рик в одночасье проклял своих коллег по группе YES, сказал во всеуслышание, что вся музыка их бесовская, и, вообще, знать он их не знает и тьфу на вас на всех…     
   Вот вам, дамы и господа, готовая, почти что пекинская, утка: после очередной репетиции нового альбома Оззи Осборн, как всегда изрядно навеселе, заметил как из дверей незнакомого (!) ему паба выволокли бесчувственное тело его старого знакомого Ричарда Уэйкмана. Оззи это тело принял, как говорится, из рук в руки и на следующее утро приятели, опохмелившись, поехали в замок Тони Йомми для записи альбома SABBATH BLOODY SABBATH. По дороге в студию Рик поведал Оззи свое чудовищное открытие, дескать, YES, натурально, дети сатаны, ибо если в слове «YES» заменить первую букву на «Х», то полученное на греческом «XES» будет обозначать «666». У Осборна все похолодело внутри. Он почувствовал прилив необычной, в некотором роде, адской энергии, и по прибытии в замок, они с Уэйкманом исполнили сильнейшую по своей энергетике композицию «SABBRA CADABRA», чуть исказив в названии еврейское Abreg as habra - «Мечи свою молнию даже в смерть!». Есть еще одно «доказательство» причастности Рика Уэйкмана к сектанству и каббале: название его пластинки «1984», написанной по мотивам одноименной книги известного на весь мир Джорджа Оруэлла складывается в древнем иврите в слово «ташмад», что значит «разгром и полное уничтожение». Что, хватит?
   Гениальный композитор, виртуозный пианист, величайший знаток и первооткрыватель многих «голосов» своих синтезаторов Ричард Кристофер Уэйкман записал 97 (!) сольных альбомов, не считая работы в кино, мюзиклах и потрясающей игры в группе YES. Особенно блистательна его работа в альбоме GOING FOR THE ONE. Этот великолепный, по мнению самого Йона Андерсона, альбом стал поистине лебединой песней YES. В доказательство этому все концертные программы сегодняшних YES включают не только эпохальную арт-рок-балладу GATES OF DELIRIUM, но и несравненной красоты композицию AWAKEN.
   Что же еще придавало музыке YES тот неземной орнамент, сложнейший и фантастически красивый калейдоскоп безупречно отточенных граней и оттенков всей цветовой палитры мира. Вот вам правда о Стивене Джеймсе Хоу. На протяжении четырех десятилетий он с небольшими перерывами честно служил общим интересам YES. Хоу прошел вместе с группой головокружительные взлеты и сокрушительные падения - от переполненных стадионов и мультиплатиновых вершин в 70-х до нескончаемых изменений состава и политических интриг в конце 80-х и в 90-е годы. Есть потрясающий видеосюжет в документальном фильме о группе YES – Хоу подбирает соло на акустической гитаре – свой фантастический переход в финальную часть AWAKEN. Головокружительная партия! Если вы хотите получить шедевр, зовите Стива Хоу – не ошибетесь. Гитара Стива Хоу звучит, вызывая трепет и восхищение в композиции INNUENDO одноименного альбома QUEEN, в проекте GTR вместе с гитарой великолепного Стива Хэккета, в коллективе суперпрофессионалов ASIA, и, конечно же, в сольных альбомах Мастера.
   А где же наш скромный Алан Уайт экс-ударник PLASTIC ONO BAND. Я так и вижу сцену, когда Алан говорит коллегам: «Парни, вчера я встречался со своим другом Джоном Ленноном!» В 1991 году ему пришлось нелегко – Йон Андерсон со свойственным ему пацифизмом решил возродить YES из многочисленных обломков, словно та фантастическая рыба-птица из FRAGILE. Музыканты нескольких составов YES откликнулись на его призыв и подарили миру грандиознейшее шоу всех времен и народов. Алану Уайту пришлось еще раз доказывать свой талант в дуэте с самим Биллом Брафордом. Я думаю, эта встреча навсегда запомнилась Уайту по тому, с какой гордостью и трепетом он рассказывал о ней в своих интервью.
   Итак, в этом фантастическом проекте участвовали: Стив Хоу и Тревор Рабин, Рик Уэйкман и Энтони Джон Селвидж он же Тони Кей, Алан Уайт и Билл Брафорд. И вся эта колоссальная пирамида держится на монолитном фундаменте сложнейшего виртуознейшего баса Криса Сквайра и вершится прозрачным космическим вокалом Йона Андерсона. Вот что пишут взволнованные слушатели и зрители - счастливчики, побывавшие в кругу богов: «YES - это вежливое согласие чуть не со всеми используемыми в рок-музыке жанрами. В рамках одной композиции YES умудряется поддакивать всему сразу: развеселым кантри-распевам, жесткой, почти хард-роковой гитаре, пышным симфоническим гармониям, красивейшим поп-мелодиям, нежнейшим вокальным партиям, суперплотному жирующему басу. Композиции выходят некороткими, минут по 15 - 20, но пребывать в раскидистой тени их богатейшего звука - одно несомненное удовольствие».
   Будет, наверное, несправедливо не сказать хотя бы несколько слов о музыкантах, волею счастливого, как мне кажется, случая попавших в орбиту звезды YES. Во-первых, это Питер Уильям Брокбэнкс, или чуть короче Питер Бэнкс, который был гитаристом в исходном составе группы и подарил миру ее название «YES»! Во-вторых: Тревор Хорн и Джеффри Доунс - участники проекта DRAMA. Поистине, в 1980 году YES пережил настоящую драму, ибо из крепко спетого коллектива вышли сразу Йон Андерсон и Рик Уэйкман. Однако, несмотря на такие катастрофические, казалось бы, потери, Крису Сквайру удалось создать весьма увесистое, но все же красивое произведение. Поэтому поклонники YES дают этому альбому высокую оценку. Далее в нашем списке значится молодой виртуоз Тревор Чарльз Рабинович, более известный как Тревор Рабин, чарующие звуки гитары которого мы слушали за отсутствием в составе YES Стива Хоу. На смену монстру клавишных Рику Уэйкману приходили во времена перемен Патрик Морац, соавтор непревзойденных «Врат делирия», Оливер Уэйкман, а так же наш соотечественник Игорь Хорошев. Последний, как выражался интеллигент Андерсон, быстро заболел звездной болезнью и даже стал покрикивать на старичков. Иными словами, у пацана просто башню сорвало напрочь. Дело понятное - живешь себе, поигрываешь на пианино, и вдруг YES!!! Люди и с меньшего в распыл идут. Так что Игорян долго в команде не задержался. Просто за державу обидно, право слово! Ну и поскольку мы подъехали в разговоре нашем к России-матушке, вспомним, что  31 октября 2001 года в четверг, в день рождения Глеба Колпинского Йон Андерсон, Крис Сквайр, Стив Хоу и Алан Уайт были в Кремле. 
   Вот что по этому поводу писали в прессе: «Вчерашний кремлевский вечер показал: сегодня Yes представляет собой тот редкий случай, когда рыночный язык пресс-релизов со всеми его «ветераны в прекрасной форме», «легендарные артисты», «возможность вживую» и «сейчас или никогда» не врет совершенно. Точно так оно и было. Концерт задержался почти на час - аудиенция, по обыкновению, была назначена на 19.00, но до этого времени в Кремль никак не успевали просочиться все обладатели билетов. Очередь страждущих протянулась от Кутафьей башни чуть не до конца Манежа и своей длиной и извилистостью вполне напоминала лучшие творения гастролеров. Йон Андерсон пел так же высоко и чисто, как на пластинках тридцатилетней давности, а главное - они сыграли именно то, на что пришедшие и уповали. Практически весь концерт они продержались на одних только старых вещах с дисков THE YES ALBUM, CLOSE TO THE EDGE и RELAYER. Этот монолитный звукоряд изредка разбавлялся номерами с новейшего диска группы MAGNIFICATION. Пик концерта GATES OF DELIRIUM – вещи, по красоте ничуть не уступающей «Лестнице в небо». По окончании «Врат делирия» музыканты покинули сцену. Остался лишь Стив Хоу, сыгравший на акустической гитаре пару изящнейших номеров на грани кантри и средневековой музыки, в частности знаменитый THE CLAP родом из 71-го. После чего исполнители вернулись и немедленно затянули старую и долгую вещь под названием STARSHIP TROOPER. А как они были одеты! Вокалист Андерсон Йон облачился в сиреневый и вроде бы даже шелковый костюм свободного покроя и в диких блестках. Крис Сквайр предпочел черные блестящие леггинсы, заправленные в черные же полусапоги, отороченные, в свою очередь, белым мехом. Эти замечательные вещи он усугубил развевающимся сюртуком - опять-таки свободного кроя. Если способность, возможность и желание 60-летних людей так одеваться не служат достаточным доказательством их рок-н-ролльного величия, значит, этого величия просто не существует в природе!»  
   И это еще не все. Где все мы были, хочу я спросить, когда Йон Андерсон соло покорял Санкт-Петербург и Москву в ноябре 2007? Давайте же хотя бы виртуально окунемся в волшебную атмосферу пленительного выступления маэстро.
  «Представить себе, что вокалист, спевший на главных альбомах YES и придумавший большинство их концепций, может выступать, словно на квартирнике, под одну акустическую гитару, было непросто. Еще сложнее было предположить, что такое сольное выступление может быть сравнимо по силе с концертом всего прославленного коллектива, например с тем единственным и неповторимым, который YES дали в Кремле в 2001 году. Очищенные от мудреных партий клавишных, от непременных для концертов группы сольных выходов каждого участника, словом, от всего, что делается в музыке с нахмуренными бровями и наморщенным лбом, песни Йона Андерсона стали родниковой чистоты. Мужчина в джинсах, то ли залитых разноцветными красками, то ли расшитых мулине, в белой крестьянской рубахе с распахнутым воротом пел, аккомпанируя себе на акустической гитаре, украшенной узором, совсем как настоящий хиппи. Голос был настолько чист, что поверить в возраст его обладателя было невозможно. Такое исполнение в 63 года - уникальный дар! Йон Андерсон исполнил много из YES, не забыв о самых популярных композициях с великих альбомов FRAGILE и CLOSE TO THE EDGE, вспомнил кое-что из совместного творчества с Вангелисом и песни из собственных сольных альбомов. Андерсон всячески подчеркивал простоту исполнения этих вещей. Иногда он просто издевался над стереотипами, сложившимися вокруг его музыки: «Вот смотрите, для следующей песни мне потребуется всего три аккорда. Это очень просто: сначала берем E, потом А и, наконец, D». Певец переводил сложнейшие вещи YES на музыкальный язык, понятный любому пацану с шестистрункой, но при этом ни разу не ошибся ни в вокале, ни в аккомпанементе.
   Произведение «O`ER» он исполнил а капелла без единой помарки. Даже самая коммерчески успешная песня YES «OWNER OF A LONELY HEART» из альбома 90125 - произведение, «снять» которое под силу только хорошо подготовленным инструменталистам, Андерсон без напряжения сыграл под акустику, лишь кое-где заменив соло синтезатора и электрогитар вокализом».
   Может быть, действительно, «фокус Йона Андерсона и YES не в количестве инструментов на сцене и партий на записи, а в качестве эмоций, которые ими управляют?».
 
Что ж, как говориться, стоит Русь не шатается,
а приедет YES - там и встретимся!
 
Евгений Вайман, 2009г.

Реклама

 

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег