О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Рамки цикла



Своим открыто эмоциональным пафосом, внутренней конфликтностью, порождающей элементы сюжетности, произведение перерастает рамки цикла картинных, жанрово характеристических пьес, преодолевает доминирующий в творчестве Денисова 60-70-х гг. тип «показа» материала, свидетельствуя о новых качествах мышления композитора.

Примечательно, что система средств объективации программы имеет здесь более разветвленный характер. Качества «программного знака» приобретает не только тембральность, но и сам тематический материал: лирически окрашенная тема альта из 1-й части, ассоциативно связанная с жанром lamento; жесткие, токкатно-моторного типа цепочки созвучий во 2-й; напряженная вибрация звука, каденция солиста, восходящая или нисходящая направленность развития альтового голоса и пуантилистическое «разъятие» гомогенного фактурного пласта в заключительной фазе сочинения...

Итак, «проживописные» сочинения Денисова позволяют говорить о внутренней сложности изобразительного типа программности, его тяготении к дифференциации, появлении новых качественных, связанных с использованием автором возможностей различных техник композиции XX века. Наиболее характерной для данного типа произведений оказывается сонористика, накладывающаяся на свободно претворяемую серийность. Средства выразительности, привнесенные современной практикой, становятся гибким инструментом воплощения программных идей.

Другой тип программных композиций в творчестве Денисова связан с воплощением образов самого музыкального искусства. Среди сочинений подобного рода - Вариации на тему канона И. Гайдна для виолончели с оркестром «Смерть - это долгий сон» (1983) и Вариации на тему хорала И.-С. Баха для альта и фортепиано «Es ist genug» (1984).

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег