О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Просветленность колорита



В обоих произведениях начало «всеобщее» выражено строем классической музыки. Так, в основу «Гайдновских вариаций» положена тема канона, выделяющаяся, по мнению композитора, своей глубиной, философичностью. Ее содержание конкретизирует текст, перенесенный Денисовым в Вариации: «Смерть - это долгий сон, а сон - это короткая смерть». Источником же «Баховских вариаций» послужил хорал, содержание которого выражено в словах: «Довольно: Господи, если тебе угодно, возьми меня отсюда. Идет мой Иисус: теперь доброй ночи, мир! Я ухожу в дом небесный, я ухожу туда с миром, мое большое страдание остается здесь.

Довольно, довольно». Стремясь к обобщенности, автор выносит в заголовок лишь абстрактное «Довольно» (Es ist genu); тем не менее смысловой заряд материала оказывается весьма существенным в плане постижения программной идеи сочинения.

Обращает на себя внимание также интонационная универсальность, смысловая емкость, позволяющая одновременно и противопоставлять и сближать по мере необходимости цитаты с авторским материалом. Церемонно-размеренная тема канона Гайдна соединяет в себе строгость, сдержанный драматизм с почти «моцартовской чувствительностью», шубертовским лиризмом.

В самой теме заложена двойственность: мелодически напевная вначале (начальные такты темы обнаруживают сходство с зачинами некоторых протяжных лирических песен - «Лучинушка», например), она постепенно драматизируется. (Эта часть темы заставляет вспомнить старинные арии lamento.) Подобной двойственностью отмечена и тема баховского хорала. В ней одновременно присутствуют размеренная поступь шествия и песенная напевность, просветленность колорита и внутренний драматизм.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег