О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Символ цели



Взаимодействие различных линий очерчивает обобщенный, но все же достаточно очевидный «сюжет» обоих сочинений, связанный с идеей неизменного исхода. Весьма показательна «развязка» в «Гайдновских вариациях»: тема канона, возвращаясь в своем полном виде в репризе, звучит сумрачно, она гасит инициативу солиста - виолончель лишь бесконечно повторяет обороты плача, сливающиеся в непрерывную линию. Последней попыткой преодолеть неизбежное является драматический речитатив виолончели соло, который, однако, рассекается «классическими» фигурациями.

Каков же итог? Завершается произведение восхождением и постепенным растворением голоса виолончели. Заключительный аккорд ансамбля в совокупности с истаивающим звуком виолончели собирают, наконец, одиннадцать тонов серии; двенадцатый, последний, так и не найденный солистом, трехкратно отбивает колокол. Смысл данного заключения, таким образом, подчеркивается как интонационно, так и темброво - автор использует целую систему знаков, позволяющих уяснить смысл происходящего, пожалуй, важнейший из них - серия, трактуемая композитором как символ цели, истины, гармонии, которую познать, судя по финалу, не дано.

Сходный результат взаимодействия можно наблюдать и в Вариациях на тему хорала И.-С. Баха: от соприкосновения начал авторская тема теряет самостоятельность, солирующий альт интонирует тему хорала. Подобный вывод, однако, не разрешает проблемы, внутренняя непримиримость начал сохраняется, полного «приятия объективной истины» солистом не происходит. Тема хорала в партии альта оказывается навязанной извне, звучит как вынужденный исход, а не как обретенная в процессе исканий истина - в бесплотном звучании параллельных флажолетов кварт она лишена жизни.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег