О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Анализ фактуры



Организация пространственных отношений на уровне фонического слоя музыки осуществляется фактурой, которую Е. В. Назайкинский определяет как художественно целесообразную трехмерную музыкально-пространственную конфигурацию звуковой ткани.

Анализ фактуры как категории художественного пространства может стать плодотворным направлением изучения музыки XX века, в которой фактура «господствует над всеми другими средствами, она - интонационный „резервуар" музыки, носитель тематической функции, основа формообразования, а такие сильные выразительно-конструктивные факторы, как гармония, полифония, выступают лишь в качестве ее элементов» . С точки зрения пространственной проблематики большой интерес представляет фортепианное творчество С. Слонимского и Б. Тищенко. Произведения этих композиторов не относятся к т. н. «пространственной музыке», т. е. не связаны с эффектами особого расчленения пространства исполнения, «движущейся стереофонии» или цвето - звуковых ассоциаций. Вместе с тем данные анализа пространственной структуры этих произведений могут служить материалом для обобщений, поскольку в них получили воплощение основные современные концепции пространства и наиболее употребительные принципы организации звуковой ткани.

Одной из характерных особенностей музыкального письма XX века является преемственная связь с пространственными моделями, выработанными в рамках моно дического, полифонического и гомофонно-гармонического типов фактурного мышления.

К монодии как принципу ладовой и тканевой организации, широко распространенному в современной музыке, нередко обращается Б. Тищенко.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег