О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Звуковой предмет



Начало 2-й части его Сонаты для фортепиано № 3 воспроизводит в условиях инструментального жанра вне текстовой прообраз монодии - сольное или ансамблевое пение в унисон - с характерным для него плоским звуковым предметом, «вписанным» в реальное пространство трехмерного мира. Специфика инструментального интонирования преображает мелодику, в частности, она не ограничивается диапазоном человеческого голоса, а свободно перемещается по звуковому полю, охватывающему 4,5 октавы. Нам представляется, что пространственное строение такой музыкальной ткани включает в себя не только линейный звуковой предмет монодии, но всю коммуникативную ситуацию ее исполнения. Для последней, будь то народная песня, греческая трагедия или григорианский хорал, типично движение исполнителей, моделируемое современным композитором на уровне фактуры.

В дальнейшем развитии рассматриваемого произведения мелодия-линия сохраняет за собой роль основного элемента художественного пространства, но количество звуковых предметов возрастает от одного до четырех. Иерархические отношения в этой музыкальной ткани не выявлены; не разделяясь на ведущий и подчиненные голоса, она опирается на фактурно-пространственную модель, свойственную полифонии Средневековья. Тип художественного отражения действительности, господствовавший в искусстве того времени, был ориентирован на воплощение всеобщего, а не индивидуального, что обусловило конструктивное равенство голосов и отсутствие фактурного единоцентрия в музыке подобно «рассредоточенной точке зрения» и «обратной перспективе» в живописи.

Анализируя музыкальную ткань 2-й части Сонаты № 3 Тищенко, можно наблюдать, как вслед за количественными изменениями постепенно накапливаются предпосылки пространственной объемности.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег