О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Слуховое восприятие



«Диатоника» и «хроматика», место которых начинает активно занимать некая сонотоника (вместо «диа-тоника»), или сономатика» (вместо «хро-матика»), деление на основные диатонические аккорды (диатоника как ладовый базис) и побочные хроматические аккорды, с переходно-связую-щим звеном к диатонике - альтерированными аккордами (хроматика и альтерация как надстройка над ладовым базисом), а также ряд других терминов из области классического музыкознания. Из всего этого наиболее «загадочной» и неразрешенной (а по существу архаичной) проблемой уже внутри додекахор-дально-децентрализованных ладов современности остается дихотомия хроматики и диатоники. «Целесообразнее пользоваться выражением „двенадцатиступенные системы", - считает исследователь лада М. Е. Тараканов, - не указывая на их хроматическую или диатоническую природу, поскольку в ряде стилей современной музыки сама антиномия „диатоника" - „хроматика" теряет свое значение».

Несомненно, что в условиях новых ладовых формаций XX века свойства «централизации» или «децентрализации» абсолютно не зависят ни от полутоновости, ни от тоновости, - понятия «основной диатонической» ступени и «производной хроматической» от нее (повышение или понижение основной) являются признаком исключительно традиционно-классических ладов, где хроматика выступала только как вариант-краска (хрома) диатоники. Чтобы и далее не усугублять терминологический «раскол», необходимо окончательно снять подобное разделение, обозначая полутоном всего лишь минимальный интонационный шаг внутри темперированной системы, а хромой - только слуховое восприятие ступени, находящейся внутри данной системы.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег