О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Ладовые функции



Оба эти момента находятся в диалектическом единстве, поэтому ослабление ладовых функций неминуемо ведет к их замещению резко возрастающими функциями фонизма, - процесс для традиционно-тональной дуоладовости вполне естественный и закономерный, поскольку она рассматривает «фонизм как особый фактор музыкальной организации... обладающий... специфической конструктивной функцией». Считая, что мелодия, гармония и лад - явления взаимообусловленные, а традиционные ладовые функции внутри современных звуковысотных систем окончательно «нейтрализованы», мы тем самым признаем и факт существования соноладов, возникновение которых есть результат логической эволюции музыкального мышления.

К настоящему времени в зарубежной и отчасти советской музыке функционируют три формы соноладовых систем: кластерная, алеаторическая и соносемантическая (наименование последней - условное, но по мере возможности стремящееся охватить тотально-звуковую сущность сериально-пунктуалистической манеры письма, определяющей конечный облик музыкальной композиции, ее форму). Ограничусь лишь общими замечаниями по каждой из этих форм, поскольку размеры статьи не позволяют остановиться на них более подробно.

Кластерные сонолады. Принцип звукорядно-ладовой конденсации впервые был использован как технический прием создания гармонической вертикали в творчестве Ч. Айвза и Г. Кауэлла. Их «звуковые гроздья» (tone clusters), созревшие в недрах традиционной тональной системы, получили широкое распространение среди европейских композиторов последующих поколений, особенно после открытия законов додекафонии, уравнявших в правах вертикаль и горизонталь.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег