О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Линеарное структурирование



Линеарное структурирование высотно-вариантных и ритмически стабильных интервальных микроячеек (соноладовых мотивов) создает квазихаотическую последовательность тоновых групп асинхронного типа с «размытыми» опорами, хотя возможно наличие и локальных - микроцентров с ясно выраженной «тоничностью». Подобные соноладовые «массивы» алеаторического типа (многозвучно-линеарные массы) впервые встречаются в творчестве В. Лютославского, создавшего композиционную технику ad libitum: применяемая буквально на всех уровнях формы она теряет свое вспомогательно-конструктивное значение частного приема, переходя в разряд целостной функционально-ладовой системы организации музыкального материала. Соносемантические лады. Условно захватывают всю область сериальной техники композиции, учитывающей буквально каждый параметр музыкального целого. Исходным пунктом выведения дефиниции «лад» становится звуковысотный фактор, однако не разработанность теоретических положений и отсутствие аргументированных анализов в музыковедческой литературе оставляет пока данную проблему в сфере гипотез (хотя практически сама система - как «главный элемент» целостной организации музыкального материала - позволяет прийти к выводам о возможности существования подобного рода ладов). И только наличие композиций сериального типа дает право, в целях классификации новых ладовых систем, воспользоваться этим условным термином.

«Приобщение» советских композиторов к соноладовости протекало примерно так же, как и у их западноевропейских коллег: от эпизодического введения секундовых «клякс», фонических созвучий и сонорно-диссонансных «цепей» к осознанию семантики тембра как функции лада и построению целостных сонорно-тембровых «полей», обладающих конструктивной значимостью.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег