О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Широкий круг



И если еще в начале XX в. господствовала моно стилистическая ориентация то со второй половины столетия стало нормой обращение к смешанным системам. «Чем богаче, разнообразнее, шире сфера интонационных истоков того или иного стиля, - утверждает Е. Ручьевская, - тем масштабнее, полнее он отражает действительность во всей ее глубине» .

В числе художников, тяготеющих к данному типу мышления, находится и Сергей Слонимский, чья опера «Мария Стюарт» (1979) в некоторой степени воссоздает стиль бельканто и в то же время репрезентирует широкий круг завоеваний настоящего времени. Думается, именно такой, остросовременный синтез навел Б. Покровского, осуществившего постановку «Марии Стюарт» в Лейпциге, на мысль, высказанную в интервью «Ляйпцигер фольксцайтунг»: «Я считаю музыку оперы народной и популярной в лучшем смысле слова» .

В последнее время феномен музыкального театра Слонимского стал объектом изучения для ведущих советских исследователей (в их числе М. Сабинина, М. Тараканов, А. Милка, А. Климовицкий и др.), подобно тому как привлекает к себе внимание, скажем, «театр Р. Щедрина» или «театр А. Петрова». В работах, посвященных театральным постановкам ленинградского композитора, наблюдается немалый интерес и к опере «Мария Стюарт», которая рассматривается в разных аналитических ракурсах. Данная статья обращается к такой существенной стороне произведения, как гармонический язык.

Рассматривая сочинение композитора, остро чувствующего современность, важно выявить те черты, по которым слушатель безошибочно узнает руку автора; определить соотношение индивидуальных языковых признаков с системой гармонического мышления XX века. Слонимский в этом плане являет характерный пример реализации современных тенденций в самобытной форме.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег