О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Глубинное усвоение



Исходя из магистрального деления ладовой системы на диатонику и хроматику, следует определить характерные для Слонимского принципы обращения к этим сферам. Композитор широко пользуется всеми современными ладогармоническими средствами, однако безусловное предпочтение отдается диатонике в особом ее понимании. Давно получила объективную оценку исследователей любовь Слонимского к фольклору, и это глубинное усвоение народного творчества накладывает отпечаток на все, что выходит из-под пера композитора, в том числе - и на систему ладо гармоиического мышления. Принципиальная диатоничность, свойственная стилю Слонимского, воспринимается как еще один шаг на пути «диатонизации хроматики» (М. Скорик). Осознание каждого тона звукоряда как самостоятельной ступени, стирание граней между альтерированной и неальтерированной ступенью, высотная вариантность ступеней, приводящая к полутоновому заполнению звукоряда, протягивает нити между ладо образованием народной песни и диатоникой Слонимского. Сходство двенадцатитонового ладового звукоряда с хроматическим оказывается чисто внешним, т. к. каждая мелодическая ячейка «внутри себя диатонична» , и звукоряд, подобный хроматическому, - лишь результат интонационного развития.

Примером широко трактуемой диатоничности может служить вся партитура «Марии Стюарт», в частности, такие ее номера, как Ариозо Марии, Ария Елизаветы, Павана и Гальярда, Ария Шате-ляра, Канцона Риччо, обе баллады Босуэла. Диатоничность внутри каждой попевки наглядно проступает, например, в Ариозо Марии из I действия.

Внешняя «хроматизация», а по существу - функционирование разных вариантов ступеней наблюдается в Паване, изысканном дворцовом танце, ставшем трагическим для поэта Шателяра

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег