О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Классические нормы



Одинаково «равноправны», например, в Вечерней песне Марии VI мажорная и VI минорная, III мажорная и III минорная ступени лада, вносящие черты одноименной переменности.

С приверженностью диатонике соприкасаются и черты модальности, присущие музыке Слонимского. Общеизвестно, что представление о тональности в наше время значительно расширилось. При анализе современных произведений уже стало невозможным вкладывать в понятие «тональность» то же значение, что подразумевалось в прежние эпохи. В развитии тональной гармонии можно наблюдать некое спиралеобразное движение, начавшееся в раннее классическую эпоху с «высвобождения», вычленения из гармонии модальной и в сегодняшнем существовании вновь вернувшемся к модальной организации, в стремлении к растворению в ней. Мелодическая природа гармонии, ладовая специфика, столь характерно обозначившиеся у классиков советской музыки - Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, - активно используются и обогащаются в творчестве наших современников, привлеченных многообразием модального мышления.

Наследие модальной гармонии (отсутствие однозначной главной тональности, активное использование плагальных последовательностей, особенно в роли заключительных кадансов, применение диатонических оборотов с участием побочных ступеней) нарушает привычные классические нормы, вносит несколько странные звучания. А ведь стремление удивить, найти что-то новое - одна из характерных примет музыки нашего времени, и разносторонние поиски Слонимского в ладовой сфере - тому подтверждение.

Примеры модальной гармонии в опере нередки. Обращение к ним во многом связано с ориентацией на стиль изображаемой эпохи. Так, плагальные кадансы встречаются в сцене Въезда Марии в Эдинбург, в Вечерней песне Марии и др.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег