О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Образные сферы



Например, пентатонические темы звучат в хоре при въезде Марии в Эдинбург (E-dur), в Песне о Шотландии (F-dur), в Хороводной песне Веселого скальда (B-dur) . Простое перечисление номеров, темы которых основаны на пентатонике (а их семнадцать) , охватывает практически все образные сферы произведения. Однако важно подчеркнуть, что каждое использование мажорной и минорной пентатоники отмечено индивидуальными чертами, не создавая пресыщения в восприятии.

Так, в уже упоминавшейся в связи с политональностью Песне Грустного скальда пентатоника не только усложнена наложением других ладов, но и сочетается с такими характерными для письма Слонимского чертами, как тональная подвижность, «мерцающая» терция, метрическая определенность при большой ритмической свободе|. Ладовая специфика подчеркивается и своеобразием кадансов: например, в кадансе первого периода мелодическая линия Грустного скальда останавливается на е, а в оркестре происходит постепенный переход от es к Ь\ таким образом, в мелодии как бы происходит модуляция в e-moll, а в гармонии остается B-dur, причем к тонике приводит плагальный (es-ный) оборот. Терпкое гармоническое сопряжение связано здесь и со стилизаторским приемом: впечатление галантного реверанса создает опевание в мелодии устоя и затем плавное введение тоники через проходящие в басу. Воспринимаемая как олицетворение мудрости, облаченная в жанр колыбельной (с типичным для нее мягким сопровождением арфы). Песня Грустного скальда демонстрирует нетрадиционное применение пентатоники.

По-иному трактуется пентатонный звукоряд того же F-dur в Сонете Марии : мажорный бесполутоновый звукоряд, последовательно проведенный на протяжении обоих куплетов, служит основным носителем настроения.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег