О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Приемы использования



Гармония, изложенная в прозрачной фактуре (выдержанные аккорды или спокойные арпеджио арфы), хоть и выходит за рамки пентатоники (встречаются созвучия с IV и VII ступенями; аккорды нетерцового строения, образованные задержаниями; хроматические ступени), не нарушает величественности, разлитой в пентатоничной восходящей мелодии.

Столь же нестандартны приемы использования пентатоники и в других номерах, где она обогащается синтезом с различными компонентами языка. Особая функция в тональном плане принадлежит пентатонике F-dur, характеризующей наиболее радостную, объективную сторону жизни героев, т. к. именно в этой тональности написаны Песня о Шотландии (своего рода эмблема оперы), две песни Грустного - скальда и гимнический Сонет Марии.

Если пентатоника в большей степени связана с народными образами - скальды, Мэри Сетон, Мария в определенной психологической ситуации, - то введение лидийского и дорийского ладов вызвано стремлением усилить противоположность двух главных героинь. Центральный номер музыкальной характеристики Елизаветы, оркестровый ритурнель ее Арии, проходит в лидийском ладу F. Появлению в мелодии IV высокой ступени обычно сопутствует мажорное трезвучие или септаккорд II ступени, переходящий затем в тоническое трезвучие (т. е. мажорная II ступень трактуется не как двойная доминанта, а как плагальный лидийский оборот). Поскольку материал Арии Елизаветы становится константой образа, то и лидийский раздел неоднократно звучит в опере, переходя из оркестровой партии к солистке и меняя тональную окраску.

Раскрытию сложного внутреннего мира Марии способствует введение дорийского лада, который придает ее музыкальному образу оттенок светлой печали.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег