О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Природа цикла



Круговой характер тематического развития, постоянное возвращение к опорным точкам вносят в мелодику сдерживающее начало, а в сочетании с вопросительными интонациями в заключительных разделах фраз создают впечатление напряженного раздумья, усиливая медитативный характер высказывания.

Еще одним важным свидетельством, подтверждающим отличие эмоционального строя «Тихих песен» от экспрессивного романсо-вого стиля, является особая манера исполнения, предписанная автором в предисловии к сборнику: «Все песни должны петься очень тихо, легким, прозрачным и светлым звуком, сдержанно по экспрессии, без психологизма, строго, несмотря на динамическое и темповое rubato».

Эмоциональная природа цикла оказывается достаточно сложной: романтическая стилистика воссоздает «беспрестанный эмоциональный переход» от грусти, печали, неясной тоски к светлому созерцанию природы, гармоничному восприятию окружающего мира - ту пограничность душевных состояний и эмоциональных движений, которая в Сентиментализме и Романтизме завоевала огромную популярность и получила название меланхолии. В произведении отсутствует порывистость, мятежность, страстность, раз-личного рода экстатические состояния, яркий контраст и конфликтность, присущие романтическому искусству, но в пределах элегического настроя, в лирико-созерцательной сфере обнаруживается множество различных эмоциональных впечатлений.

Вместе с тем отказ от открытого эмоционализма и приоритет уравновешенного, сдерживаемого, контролируемого, «неэкспрессивного» чувства, предельное внутреннее сосредоточение на процессе созерцания и осмысления своего «я» в окружающем мире - еще один смысловой аспект произведения, обусловленный характерным для композитора медитативным типом мышления.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег