О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ ЖАНРА (АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПОЗИТОРА С ЖАНРОМ НА ОСНОВАНИИ СИМФОНИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА)



Творческий опыт великих художников всегда поучителен для последующих поколений. В этом смысле слава Д. Д. Шостаковича как крупнейшего композитора-симфониста XX столетия заставляет задуматься над причинами притягательности для композитора достаточно традиционной для современной музыки жанровой модели сонатно-симфонического цикла.

В отечественном музыкознании обстоятельно проанализированы драматургия всех симфоний, их проблематика в связи с историко-социальными реалиями современности и композиционные особенности, изучены многоаспектные связи творчества Шостаковича со стилевыми традициями прошлого и с музыкальным контекстом настоящего. Неортодоксальная трактовка композитором цикличности, строения каждой из частей, принципов развертывания музыкального материала, спорадическое обращение к тексту и к вокалу, специфический для тематизма ряда симфоний интонационный материал, генетически восходящий к бытовой музыке, - все эти и мн. др. признаки симфонического наследия Шостаковича сформировали у музыковедов устойчивое представление о новаторском прочтении жанра симфонии. В тех же случаях, когда Шостакович радикально деформировал стереотип сонатно-симфонического цикла, в публикациях высказывались мнения о том, что этот жанр на определенном этапе начинал сковывать творческие замыслы композитора.

Ситуация, когда жанр становится своего рода «помехой» в воплощении концепции произведения, возможна лишь в случае устойчивых представлений композитора о жанре как о наборе композиционных признаков и как о носителе типичной образности.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег