О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Фарсовые черты



Бережно и в то же время без малейшего педантизма - мы бы вновь сказали: артистично - подошел композитор, он же и либреттист, к литературному первоисточнику. Все сколько-нибудь существенные и значительные отступления от оригинала были обусловлены необходимостью создать на его основе музыкальное произведение, оперу. И Фалик отступал только от «буквы» сюжета - но всегда во имя торжества духа мольеровской комедии в условиях оперного жанра.

Известно, что в комедиях Мольера «немало мест, впрямую связанных с музыкой или по крайней мере провоцирующих ее появление» . «Скапен» к их числу не принадлежит. Более того, целым рядом особенностей комедия как будто противится возможности ее оперного прочтения. Так, например, в I действии появляется - да и то очень мимолетно - единственный женский персонаж - Гиацинта, во II действии их и вовсе нет. В условиях драматического театра такая избыточность мужских персонажей может стать источником нарочитости и гротеска, заостряющих фарсовые черты комедии. Однако в театре оперном избыточность мужских персонажей оборачивается дефицитом женских голосов, что резко ограничивает возможности композитора в использовании вокального начала - важнейшего арсенала выразительности в опере, ограничивает и конструктивные возможности, ибо связывает в использовании ансамблевых форм.

Идея, родившаяся в творческой фантазии композитора-либреттиста, означала несравненно большее, нежели просто остроумный выход из этого положения. Воспользовавшись ремаркой Мольера - «Действие происходит в Неаполе», - Фалик вывел действие на площадь, связав его с карнавалом.

Мысль поистине счастливая! И сразу отметим, сколь мольеров-ская по духу эта идея, сколь органично возникает она в связи со «Скапеном».

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег