О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Стереотипы



Какие стереотипы сонатно-симфонического цикла обладали для композитора первостепенным значением? Важнейшую роль, на наш взгляд, играет цикличность. После I симфонии, в которой юный композитор показал незаурядное владение композиционным каноном, наступил период поисков новых жанровых решений во II и III симфониях. Две одночастных симфонии с хором, из которых II («Октябрю») реализует семантические функции финала (Homo communius), выполняемые им в нормативном цикле, и III («Первомайская»), внутренне членящаяся на разделы, семантически тождественные четырех частному композиционному канону симфонии. Архитектоническая идея III симфонии перекликается с принципами строения ряда симфонических поэм, созданных композиторами-романтиками, в которых также наблюдается концентрация цикличности в пределах одной части. II и III симфонии нельзя отнести к вершинам симфонического наследия Шостаковича, и, нужно заметить, перед композитором больше никогда не появлялся «соблазн» одночастной симфонии. Цикличность как стереотип жанра становится своего рода «залогом» многоаспектного отражения действительности. Каковы семантические функции цикличности, которые существовали еще в период становления архетипа жанра?

Жанр сонатно-симфонического цикла, как известно, в силу монументальности и ведущей роли в музыке гомофонического периода, должен отразить целостную картину бытия Человека. Несмотря на специфические - смысловые и архитектонические - черты каждой из частей, в жанре существуют принципы внутри-циклических связей, отличающие его от иных циклических, например, сюиты. Среди этих принципов парадоксальным образом сосуществуют центростремительные, такие, как тематическое единство цикла, и центробежные: это принцип оппозиционности частей, обнаруженный Арановским.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег