О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Стереотип цикла



И клише, и знак у композитора на уровне интуиции связывались с природой этого жанра. В XIV симфонии введение частей, функционально тождественных репризе сонатного аллегро после лирической части и скерцо, реально не расшатали композиционный стереотип цикла, а напротив, укрепили его. С точки зрения семантики каждой из частей, основные сферы бытия Человека обособлены в самостоятельный раздел-часть, хотя дополняют и взаимодействуют друг с другом через систему оппозиций. Сфера, в которой проявляется активность Человека в конфликтных отношениях с окружающей действительностью, по концепции XIV симфонии, не изолирована от рефлексии и характеристичности. Напротив, именно эти смысловые области способствуют качественному переосмыслению исходных конфликтных образов в репризе. Так воплощается в конкретном замысле, в конкретном цикле необходимое для жанра симфонии обобщенное - системное - представление об универсальной для человечества коллизии Жизни и Смерти. Позиция, Шостаковича в частях - финале выявляет его личную точку зрения, индивидуальное отношение к этим важнейшим координатам человеческой культуры. Это также демонстрирует новое качество мысли художника, которое может рождаться в клишированном строении цикла. Идея рассредоточенного сонатного аллегро доказывает перспективы развития жанра через строгое следование канону, а не через отказ от него.

Прежде чем проанализировать следующий норматив сонатно-симфонического цикла, выявим логику наших рассуждений. Существует некая поведенческая ситуация композитора в отношении тех или иных реалий внешнего мира (точка зрения, оценка). С поведенческой ситуацией связано возникновение личностной позиции художника, которая в жанре симфонии обусловливает особый - системный - взгляд на мир.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег