О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Замысел



Но введение музыкальных реалий из академической музыки прошлого суживает круг потенциальных слушателей: любой человек существует в поле цивилизации, но не каждый включен в систему культурных ценностей. Так возникает тяготение сонатно-симфонического цикла к камерности, проявляющееся не во внешних - тембровых и композиционных - атрибутах камерной музыки: сам замысел и его решение не рассчитаны на широкий круг слушателей. (По «приметам» полистилистики тенденция к камера ности обнаруживается в концепциях XIV и XV симфоний Шостаковича, но она преодолевается через подчеркивание иных, не менее важных, нежели тематический комплекс, стереотипов жанра.)

Какими свойствами должен обладать тематический комплекс жанра? Оговорим, что наши рассуждения по этому вопросу не соотносятся с теорией тематизма, рассматривающей тему как архитектонический и процессуальный компонент произведения, как носителя музыкальной мысли. С точки зрения жанровых клише, важно установить специфические «способности» музыкального тематизма к организации общения композитора и слушателей.

Если исходить из того, что клише «тематический комплекс» является знаком по отношению к объекту отражения, то между комплексом и объектом должны существовать логико-семиотические связи. В тематизме, как и в любой иной организации семиотического типа, формируется три разновидности знаков - иконы, символы и индексы. Самая общая систематизация интонационных прототипов, лежащих в основе тематических комплексов, показывает следующее:

1) тематический комплекс в сознании слушателя соотносится с той или иной областью интонационного фонда эпохи, чаще всего с интонациями бытовой музыки, усвоенными в повседневной жизни, или музыки академической традиции;

2) адекватно воспринимаются интонации, обусловленные различными сторонами моторно-пластической и речевой активности человека (интонации жеста, смеха, речитативные, танцевальные, маршевые интонации и др.);

3) возможны тематические комплексы, в которых доминирует ритмическое и тембровое начало, отсылающее слушателя к сложным явлениям и процессам действительности, с которыми он сталкивается в своем социальном опыте.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег