О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Первый круг



Первый круг тематических комплексов основан на существовании в сознании слушателя конвенциональной связи темы в качестве знака и поведенческой ситуации в качестве значения. В этой логико-семиотической зависимости обязательны два этапа означивания (двойная предикация): тематический комплекс указывает на интонационную основу, усвоенную в предшествующем музыкальном опыте. Интонационная основа, в свою очередь, указывает на поведенческую ситуацию. Например, в XV симфонии Шостаковича тема главной партии асти указывает на формулу каданса; каданс - музыкальный эквивалент завершения, окончания мысли и действия. Перед нами - пример сложного для понимания знака, потому что слушателю для нахождения означаемого необходимо знание музыкальной теории. Более простым семиотическим механизмом наделен тематический комплекс части IX симфонии. Перед слушателем проходит калейдоскоп тем, основанных на интонациях массовой советской песни: здесь узнаваемы клише «походных», «дорожных», «пионерских» и др. песен, клише бытовых танцевальных жанров. Обращение композитора к подобному интонационному материалу сигнализирует о прозаичности, обыденности того круга жизненных явлений, которые избраны автором в качестве объекта отражения. Для широкого слушателя подобный тематизм указывает на реальные жизненные ситуации и обстоятельства. Или иной пример. В VI симфонии тема главной партии части построена на напряженных интонациях фанфарного типа. При восприятии темы эти интонации заставляют вспомнить звуки реальных фанфар, которые, в свою очередь, связаны с ситуацией призыва к началу действий, с событиями войны и революции, с эмоциональной устремленностью и под.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег