О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Новое качество



С этой «симфонической» ветвью, рано отмежевавшейся от традиционно «виртуозной» (Б. Асафьев), связан ряд крупнейших новаций в развитии концерта. Однако лишь в 60-80-е гг. XX в. эти симфонические «побеги» прорастают в такое новое качество, когда все ценностно-охранительные устои концерта рушатся и всякая «пиететность» в отношении жанра окончательно исчезает. В результате инструментальный концерт, так много повидавший на своем веку, становится объектом концепционного высказывания особого рода: оно освобождается от сложившихся стереотипов концертности и обретает черты жанровой незавершенности, пластичности, которые демонстрируют произведения Д. Шостаковича, А. Шнитке, Ю. Фалика, Б. Тищенко, Ю. Буцко, С. Губайдулиной и др. авторов. Попытаемся вскрыть их специфику, опираясь на следующие произведения: Концерт для виолончели, духовых ударных и фисгармонии (1963), Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра (1972), Концерт для арфы с оркестром (1977) Тищенко; Концерт для фагота и низких струнных (1975) Губайдулиной и Концерты для скрипки с оркестром (1966) и (1978) Шнитке.

Первое, что объединяет эти произведения,- обращение к концепционности нового для концерта проблемного типа; масштабность и глубина художественного замысла, основу которого составляет философская коллизия отношения «личность - общество». Каждый из концертов решает ее по-своему, то обыгрывая как неофаустианскую антитезу правды и правдоподобия с фиксацией различных оттенков приспособляемости, мимикрии Зла под Добро (Тищенко), то акцентируя проблему диалога «одиночки» и «массы» (Губайдулина), то разворачивая драму в плоскости борьбы личности с духовным вакуумом эпохи (Шнитке).

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег