О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Важнейшее значение в создании новейшей традиции монологического концертирования имеют инструментальные монологи Шостаковича, возникающие в моменты «трудных раздумий, взволнованной оценки конфликтных событий».. Третий уровень



Эта традиция, пожалуй, ярче всего реализуется в I Виолончельном концерте Тищенко и II Скрипичном Шнитке, где средствами монологического развертывания авторам удается передать не только диалектику мыслительного процесса во всех ее тончайших деталях, но и глубинные проблемы человеческого духа, обозначить «разные грани одной и той же личности, сознание которой разрывается в ожесточенном противоборстве «рго et contra.

Этот особый тип проблемного монолога подобен исповедальным монологам героев Достоевского и заключает в себе напряжоннейшую внутреннюю диалогичность. Таким образом, диалог в концертах Тищенко, Губайдулиной и Шнитке предстает как важное централизующее и объединяющее начало не только полилогических (ансамблевое полисолирование), но и монологических (проблемный монолог) форм концертирования.

Третий уровень - обобщающий - отражает принципиальное усложнение диалогической структуры произведений в целом. Он объединяет в себе различные типы диалогов и обнаруживает свойство полифоничности. Последняя достаточно полно проявляет себя через взаимодействие двух пар диалогов: нутреннего-реального и разомкнутого (внесюжетного) - замкнутого (сюжетного).

При различных оттенках соотношений внутри и между этими парами неизменным в концертах Тищенко, Шнитке и Губайдулиной, как и в диалогах романов Достоевского, является то, что в них «сталкиваются и спорят не два цельных монологических голоса, а два расколотых (внутренне диалогичных.- Г. Д.) голоса».

Взаимодействие открытого, несюжетного и замкнутого, сюжетного диалогов также роднит названные концертные полотна с «полифоничностью» романов Достоевского. При этом гедонистическая основа концертирования как абстрактного противостояния «я» (солирующего тембра) любому другому «не я» (оркестру, контрсолисту) в процессе совместной игры, сотворчества, поиска звуковой «истины» в чем-то смыкается, на наш взгляд, с семантикой бесконечных диалогов в романах Достоевского.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег