О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Смысловое зерно



С другой стороны, диалогичность рассматриваемых произведений неотделима от сюжетности сонатно-симфонического типа, драматургии с ее специфической семантикой начала и конца. Включаясь в контекст такого «сюжета», диалог уже не может быть просто попеременным высказаванием участников инструментального ансамбля. Как и сюжетное событие, элементом которого он стал, диалог и сам меняется, развивается, направляется к концу и, таким образом, становится активным средством раскрытия художественной идеи и движущей силой самого процесса направленного развития. Основная «схема» подобного диалогообразования запечатлена в нескольких сходных и драматургически значимых этапах концертов.

Первый из них связан со скрытой диалогичностью, рождающейся в недрах интроспективного монологического высказывания главного героя-персонажа (вступительные каденции-монологи солирующих инструментов). Являясь своеобразным внутренним действом, этот этап содержит в себе огромный диалогический потенциал, который реализуется по мере заострения внутренней драмы героя, сталкивающегося лицом к лицу со своим alter ego и пытающегося в этой схватке с самим собою обрести необходимую точку опоры.

Смысловое зерно второго этапа заключается в обнаружении контрсквозной линии развития (побочной сферы) и выстраивании центральной образно-тематической оппозиции: мир высокого и духовного - банальное, злое, скептическое, анархо-разрушительное начало. Этот этап стремится перевести психологическое действо в стадию открытого, а внутренний диалог развернуть как диалог реальный. Типичным приемом обозначения побочной сферы в концертах Тищенко, Шнитке и Губайдулиной становится пародирование, с помощью которого ранее прозвучавший в «устах» героя-солиста интонационный материал по-новому «исследуется», «ощупывается», «выворачивается наизнанку», искажается и в конечном счете окончательно отторгается от изначально связанной с ним образной сферы (таков процесс интонационных трансформаций в Виолончельном и Арфовом концертах Тищенко, II Скрипичном концерте Шнитке).

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег