О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Проблема виртуозности



Но особенно ярко это проявилось, пожалуй, в Концерте для фагота и низких струнных Губайдулиной, ориентированном на феноменальные исполнительские возможности советского фаготиста Валерия Попова, к тому же подсказавшего автору в процессе сочинения ряд необычных и смелых приемов игры на фаготе, обогативших Концерт в техническом отношении (по-новому осмысляемая традиция сотворчества композитора и исполнителя).

Все это говорит о том, что концерты Тищенко, Шнитке и Губайдулиной не только отражают, но и активно формируют новую систему современного инструментария.

Не исчезают, но трансформируются, уводятся вглубь, подчиняясь сложному художественному алеаторикой и т. д. замыслу, и важнейшие атрибуты концертирования. Так, принцип солирования, преломляя общую тенденцию психологизации современного художественного творчества, перерождается в названных произведениях из форм проявления индивидуально-артистической стихии в форму выражения индивидуализированного сознания современного художника и неразрывно связывается с монологичностью. Интересно решается в концертах Тищенко, Шнитке и Губайдулиной и проблема виртуозности. Отказываясь от всяких «декоративных» форм ее проявления, вставного, демонстрационного характера виртуозных эпизодов (включая каденции) в целом, эти композиторы щедро вводят в арсенал своих произведений новые «содержательно наполненные виды техники» (Асафьев). При этом одна из главных функций виртуозности в рассматриваемых концертах заключается в повышении уровня внутренней наполненности и напряженности интонирования, «в тонком мастерстве речевой декламации на инструменте» .

Наконец, по-новому проявляет себя и импровизационное начало в концертах трех советских авторов. Естественная, «спонтанная» импровизационность не производна здесь от материала (тематизм) и регламентов формы (каденции), а как бы заложена в самом генезисе этих произведений и предстает как изначальное и универсальное их свойство. Вместе с тем она всегда тщательно смоделирована, «инженерно» рассчитана и пополнена арсеналом новых, функционально осмысленных видов техники - тембро-сонорной полифонией, свободной комбинаторикой.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег