О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Смысловое ядро



В ряде исследований как разновидность сюитных циклов справедливо рассматриваются не имеющие названия «сюита» циклы миниатюр: программные и непрограммные, опирающиеся на обобщенно-инструментальный тип образности. Нужно особо отметить, что современных авторов привлекает именно этот тип: сюита как свободный, индивидуально трактованный цикл миниатюр, уже ввиду оригинального авторского названия не отягощающий восприятие слушателей прямыми ассоциациями с устойчивыми историко-стилистическими типами сюит. При отсутствии в названии указания на жанр, в сюитах, подобно гениальным созданиям Шумана и Мусоргского, господствует чисто музыкальная идея сюитности.

Многообразие жанровых типов сюиты в советской музыке последних лет и новые тенденции в ее трактовке выдвигают в качестве актуальных теоретические вопросы сюитного жанра. Необходимо раскрыть его специфическую природу, выявить смысловое ядро, позволяющее относить к нему произведения столь различного рода, определить ту грань, которая отделяет сюиту от произведений сонатно-симфонической группы с одной стороны, и от сборника пьес одного опуса, с другой стороны. Наиболее проблемным остается вопрос о принципах единства сюитного цикла в отличие от сонатно-симфонического. «В отличие от сонаты и симфонии, сюите свойственна большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношений, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применением картинной изобразительности», - читаем в Музыкальной энциклопедии. В целом это верно. Но сегодня, когда и сонатный цикл не придерживается строгих норм, и сюита бывает далека от бытовых жанров и изобразительности, требуются дополнительные критерии для их размежевания.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег