О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Вопросы формульности



Вопросы формульности, стабильности функций тех или иных элементов художественного текста могут решаться как проблема синхронического порядка, утверждая тем самым исторически устойчивый характер жанровых стереотипов.

В музыкознании ситуация сложилась несколько иная. Взгляд на законы музыкальной архитектоники, принципы развития материала и музыкальный синтаксис обусловливается учением о музыкальных формах, являющимся своего рода теорией построения произведений в творческой практике XVII-начала XX в. Традиционная теория музыкальных форм все более и более обнаруживает свое назначение объяснять только конструкцию (точнее, констатировать конструкцию), но не смысл, содержательную сторону произведений. Отечественная теория музыкальных форм исходит из связи жанра и его композиции - формы: форма фуги - жанр фуги, рондальная форма - жанр рондо и т. д. В зарубежном музыкознании понятием «жанр» пользуются крайне редко, предпочитая ему точное указание на форму произведения. Когда же в поле зрения исследователя попадает сочинение композитора XX в. или добавочной музыки, в которых не обнаруживается «классического» нормативного построения, становится непонятным, при помощи каких средств достигается художественное единство и какой логике подчинено формообразование. О том, что в музыке назначение жанровой сферы направлено на область смыслов, в отличие от архитектонической функции формы, свидетельствуют даже обыденные представления большинства людей о способности жанра создавать определенную информацию о произведении, еще до его звучания.

Содержательная направленность жанра в музыке осознавалась в глубокой древности, о чем свидетельствует трактат «De musica» Иоанна де Грохео, датируемый приблизительно 1300 г.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег