О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Яркий образец



Эта форма сонатности распространена в сюитах первой половины столетия, вплоть до середины 60-х гг.; претворение в сюитном цикле новых, высших форм сонатности.

Яркий образец первого типа взаимодействия - Камерная сюита Р. Щедрина (1961). Сочинение отличается ясной опорой частей на определенный тип жанрового интонирования: декламационно-кантиленную импровизационное в 1-й (Prelude) и 5-й (Finale) частях, инструментальную арию в 3-й части (Amoroso), моторную остинатность во 2-й части (Intermezzo), драматический речитатив в 4-й части (Cadenza е Fuga). Но логика в чередовании частей вызывает явные аналогии с разделами сонатной формы, где 1 и 2-я части соотносятся как главная и побочная партии, 4-я - фугированный эпизод вместо разработки, а Финал - почти буквальная реприза главной партии. Правомерно и сравнение со строением сонатно-симфонического цикла с двумя скерцо (2 и 4-я части) и лирическим Adagio (3-я часть). Отметим идею ясного размежевания двух образно-эстетических сфер сюиты. Трепетно-лирические образы (1, 3, 5-я части) связаны с гомофонной фактурой и ариозной кантиленой широкого дыхания, с ясной тональностью мажора; противостоящая драматическая сфера (2 и 4-я части) представлена токкатной скерцозностью и речитативностью на модальной ладовой основе. Но главное заключается в тесной логической взаимосвязи тем-образов этой маленькой лирической драм. Все это насыщает сочинение Щердина сонатно-симфоническим духом, свидетельствует о возможности понимания сюиты как диалектического единства, а не простого сопоставления контрастных пьес.

В 70-80-е гг. сюита обращается к более сложным формам сонатности, не выступающим на поверхность, но обеспечивающим сквозное развитие в цикле.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег