О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Род прелюдии



Речь идет о таких важнейших функциональных признаках сонатности, как «идея изменчивости и поступательного развития, идея направленности и результативности развития, проявляющаяся в логической соотнесенности его этапов...» Примером являются «Шесть пьес для струнного квартета» Г. Фрида (1972).

Друг за другом следует обычный сюитный ряд пьес - лаконичных, завершенных по форме, с отчетливой опорой на какой-либо жанр («Пьеса на пяти звуках», «Бурлеска». «Интерлюдия», «Марш», «Скорбная музыка», «Финал»). Начальная пьеса - род прелюдии, импровизирующей на основе современного вида музыкальной ткани, «Бурлеска» - тип драматического скерцо, «Интерлюдия» - лирические медитации, «Скорбная музыка» прототипом имеет сарабанду, «Финал» чередует фрагменты в духе жиги с маршевой музыкой.

В сочинении Фрида нет примет классической сонатной формы, однако весь драматургический процесс развертывается по законам сонатности. Все разнообразие жанров сводится к противостоянию и взаимодействию двух образных сфер, связанных с контрастированием двух коренных жанровых типов: напевности (1,3, 5-я части) и моторности (2, 4, части). Сквозное развитие контрастных образных сфер наблюдалось еще в сюитах Шумана, но теперь противостоящие начала находятся в диалектическом соотношении функциональной разнонаправленности, тесно связаны отношениями взаимодействия, что обусловливает судьбу каждого из них и общий итог цикла. Лирическое начало под воздействием контр-сферы эволюционируют от светлой созерцательности в 1-й части до трагической скорби в 5-й, моторное - от скерцозной танцевальное (2-я часть), через маршевую гротескность (6-й) к героической маршевости в «Финале». Рассредоточенная сонатность проявляется и в неоднородности внутритематического состава частей.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег