О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Цикл миниатюр



Пример - «Четыре прелюдии» для камерного оркестра Б. Чайковского (1984), задуманные, по словам автора, как цикл миниатюр сюитного типа. Различия в жанровом наклонении четырех прелюдий обеспечивают ярчайший контраст частей. Оригинальность внутренней фабулы сочинения состоит в выстраивании линии «драматургического диминуендо» к концу цикла. Достигается это путем постепенного снижения уровня сложности жанрового синтеза от I к IV прелюдии и одновременным снижением экспрессивности тематизма. I прелюдия (Agitato) импровизационна и наиболее синтетична в смысле слияния жанровых интонаций. Это - «вершина-источник» цикла. В частой смене темпов, в прихотливых чередованиях контрастных жанрово-тематических элементов - декламационных, напевных, балладных, ритмоинтонаций «судьбы-рока», медленного шествия и драматической токкатности - передана напряженнейшая жизнь человеческого духа. Две следующие части более одноплановы и соотносятся с первой по принципу «расщепляющего сопоставления» (О. Соколов): 2-я часть (Con moto) - олицетворение движения, но не внешних образов движения, а неустанного движения мятущейся мысли-чувства как состояние души (контрапункт двух жанрово-интонационных линий: Perpetuum mobile, перио-дически переходящее в маршевость, и возбужденная декламация). 3-я часть (Adagio) - лирические медитации, этические раздумья, впечатляющие простотой и строгостью жанрово одноплановой гомофонной мелодики. Замыкающий эффект последней прелюдии усиливается благодаря полному уходу от субъективного тона высказывания в иную эстетическую сферу. Этот «условно радостный» Финал воспринимается как сознательное авторское отстранение. В противовес индивидуальному стилю тематизма предыдущих прелюдий здесь дана добродушная, с оттенком легкой иронии.

< Стилизация

Стилизация на мелодико-фактурный тип песенно-танцевальных тем эпохи Классицизма с искусными переходами на мелодические фразы в духе современной лирической песни, что создает объективацию образного содержания финала ввиду общеизвестности данных интонационных типов. индивидуальное, личностное словно скрывается под маской условного, общепринятого. Такой сюжетный цикл не допускает без ущерба замыслу изъятий частей или какого-либо перемещения их в пространстве текста. Каждая часть помимо своего собственного содержания, идущего от ассоциативности претворенного в ней жанра, приобретает второй, дополнительный смысл в результате сопоставления ее с иными частями в окружающем контексте.

Реди разнообразия современных советских сюит заслуживает внимания новая, не имеющая прецедентов в музыке прошлых эпох разновидность - сюита на основе стилистически контрастирующих жанров. Выделить ее в качестве самостоятельного типа позволяет тот факт, что опора на разные стили выходит здесь с языкового и драматургического уровня на уровень образно концепционный, т. е. является сутью музыкального замысла. Речь идет не о тех приемах полистилистики, что создают функциональную оппозицию двух языковых планов как двух семантических полей: современного (авторского) и традиционного (стилизуемого) |. В сюитах на основе стилистически контрастирующих жанров происходит воссоздание и сравнение многих (нескольких) стилей с целью информации о них самих, точнее об эстетических нормах породивших их культур. К оригинальным сочинениям подобного рода принадлежит «Три грации. Сюита в форме вариации по мотивам Боттичелли, Родена, Пикассо» С. Слонимского, Сюита для скрипки и фортепиано «От мадригала до алеаторики» Б. Кутавичуса.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег