О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Проблемы программности



Воздействие данного метода на различные сферы художественного творчества столь интенсивно, а его проявления в жанрах инструментальной и симфонической музыки столь многообразны, что сравнимы, пожалуй, лишь с движением к программности в эпоху Романтизма. Тенденция программности оказывается одной из важнейших примет современной советской музыки, проявляясь индивидуально в сочинениях различных авторов - Д. Шостаковича, Б. Чайковского, Р. Щедрина, А. Артемова, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Дмитриева и др. В русле «новой волны» программности находится и творчество Эдисона Денисова, которое и станет предметом рассмотрения в настоящей статье.

Постановка проблемы программности на материале музыки Денисова на первый взгляд может показаться спорной: прочно утвердившееся в критике 60-70-х гг. мнение о рационалистичности сочинений композитора, повышенное внимание автора к технологической стороне произведений, казалось, нивелирует саму возможность программных ориентации в творчестве Денисова. А между тем программность составляет важнейший принцип творчества автора, с особой силой заявляющий о себе в музыке последних десятилетий. Можно сразу сказать, что программность эта достаточно далека от типов, распространенных в практике 50 - начала 60-х гг. Ее своеобразие базируется на новых идеях, питающих творчество композитора, новых языковых открытиях, новаторском использовании технических ресурсов музыки XX века. Исследование некоторых особенностей этой «новой» программности составляет цель данной статьи. Первые наблюдения в интересующей нас области можно сделать уже при знакомстве с перечнем сочинений Денисова.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег