О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Процессы социального общения



В подобной ситуации заслуживает внимания предпринятая В. Е. Дуковым попытка интерпретации музыкального жанра как нормативного феномена, регулирующего процессы социального общения в музыке. Исследуя процесс зарождения инструментальных жанров, Дуков разграничивает канонические, «способом существования которых был ритуал», и жанры с элементами импровизационное, возникшими в бытовом ситуативном общении. Первый тип жанров, по мнению автора, был связан с музыкой как с формой общения, второй - с музыкой как средством общения. Прослеживая историю формирования жанра симфонии, Дуков х приходит к выводу о том, что на уровне тематизма жанр симфонии был консолидирующим по отношению к предшествовавшим жанрам внутригородского бытового музыкального общения.

Однако точное, на наш взгляд, моделирование ситуации общения, создаваемой жанром симфонии, не исчерпывает того множества функций, которыми обладает жанр в музыке: специфичность музыкальной коммуникативной ситуации связана с механизмами распознавания в произведении индивидуально-стилевого, с одной стороны, а с другой - стереотипного, клишированного. Вне этих механизмов невозможно восприятие и понимание музыкального сообщения - произведения. А ведь именно на ориентировании в многообразных клише, задаваемых жанрами, основаны закономерности их воздействия.

В связи с видовой спецификой музыки жанр фиксирует особые соотношения между строением и содержанием произведения. Чтобы объяснить более точно эти соотношения, обратимся для сравнения к теории происхождения литературных жанров. О. Фрейденберг считала, что в процессе единого развития литературы все сюжеты и все жанры приобрели общность черт, позволяющую говорить о полном их тождестве, несмотря на морфологические отличия.

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег