О клубе Аппаратура Публикации Каталог пластинок Форум

Вершинное положение темы



Столь излюбленные колоссального размаха. На заключительной стадии развития не только раздвигается и уплотняется пространство в «сонорных полях», но укрупняются и сами контрастирующие участки. Повышается и характеристичность материала: если интонационный облик тем вначале мало индивидуализирован (здесь постепенно происходит кристаллизация основных тем из отдельных сегментов), то к концу произведения их профиль отчетливо вырисовывается, причем каждая из них ставится в такие условия, которые способствуют ее наибольшему выявлению.

Две такие ярко характеристические темы оказываются идейными центрами сочинения. Первая из них - патетически напряженный императив тромбонов, вызывающий ассоциации с музыкальными образами фатума (пожалуй, самые яркие из них возникают при сравнении ее с темой огня из скрябинского «Прометея»). Вершинное положение темы в сочинении подчеркивается всем характером ее звучания: при наивысшем накале динамики, на фоне напряженного гула ударных, органного пункта низкого дерева и струнных тема проходит в оголенных унисонах тромбонов. Экспрессивное звучание темы невольно заставляет вспомнить образ одной из картин Биргера, послуживших основой музыкального решения «Живописи» - густой, кроваво-красный цветовой поток, заполняющий комнату; здесь и в дальнейшем приводится не весь партитурный рельеф, а лишь основной тематический ряд.

Вторая тема являет собой приглушенное соло контрфагота, поддерживаемое мерными ударами колокола. Это смысловое резюме, замыкающее действие. Речевой тон высказывания, сумрачный колорит противостоят патетике темы тромбонов. В сущности, речитатив есть не что иное, как порождение и одновременно антипод темы «фатума».

 

Разработка сайта —
  Музыкальный клуб ROCKHOUSE

Россия, Кемеровская область
г. Кемерово, ул. Красноармейская 130.
Тел/факс: (384-2) 36-05-31
E-mail: Rockhouse-Kemerovo@rambler.ru

Президент клуба - Мигаль Олег